Thursday, November 19, 2015

Городские Головы

Старый Владикавказ - 2

 

Фото: Егор Шошиев, Владикавказ 1890 г.
Семейные предания рассказывали о купце Шошиеве армянского происхождения, который выкупил молодую черкешенку у ее знатной семьи из Тифлиса и впоследствии на ней женился. Кто скрывался за этим именем и какой народности была эта, по воспоминаниям родственников, белокурая и голубоглазая девочка, родившая Егору Шошиеву четверых детей, было неизвестно. История, похожая на сюжет Ханумы, но с более приятным концом… Еще упоминалась книга рецептов Егора, к сожалению затерявшаяся в наших ленинградских переездах. Единственное, что осталось в семье, это фотография Егора Ивановича Шошиева, чем-то напоминающая Карла Маркса в молодости. Помимо каталогов владельцев недвижимости, первоначальный поиск дополнительной информации о Шошиевых стал возможен благодаря Терским Календарям, которые выпускались ежегодно, начиная с 1891 года и до развала страны в 1917.




Согласно этим календарям, со дня создания городского управления и в течение нескольких сроков купцы 2-ой гильдии Шошиевы избирались гласными городской думы. Брат Егора, Александр Иванович также занимался попечительством и заседал в городской Управе, а сам Егор Иванович возглавлял Владикавказский коммерческий клуб. Интересно отметить, что купечество во Владикавказе имело ведущие позиции в городском самоуправлении. Купцы, привыкшие к круговой поруке в деле защиты сословных интересов, выступали организованной и сплоченной группой и активно лоббировали свои интересы[1], также поддерживая тесные отношения с другими значимыми сословиями Владикавказа. Как мы увидим из метрических книг Национального Архива Армении, самые тесные отношения семья Егора Шошиева поддерживала с семьей крупнейшего промышленника города Ивана Васильевича Иносаридзе, земляка Егора из Душети, который был крестным его детей, а дочь которого, Мария Ивановна, крестила уже внуков Егора.
Фото: Заседание Городской Думы, 1913 год.
Еще в большей степени эта сплоченность купеческого сословия проявилось в процессе избирательной кампании в 1886 г., в ходе которой в гласные думы прошли преимущественно купцы и лишь «для отвода глаз» несколько учителей и чиновников. Местная пресса строго отмечала:[2] «...подкупали, подпаивали и добились своего, с тем, чтобы спокойно ловить рыбу в мутной воде». Братья Шошиевы, имеющие отношение к Городской Думе, Управе, множественным комитетам и коммерческим клубам были яркой иллюстрацией этой тенденции тех лет. Впоследствии доля купцов и промышленников в городском самоуправлении сократилась до 55%, предоставляя место новой элите того времени - интеллигенции. По иронии судьбы, умерших к началу 20-го века купцов Шошиевых в Городской Думе Владикавказа заменил другой наш предок, их свояк, подполковник в отставке Северин Клосовский.

Фото: Информация о Геворке и Майрам Шошиевых
Как я уже упомянул выше, важным источником информации о семье Шошиевых стали Национальные архивы Армении, в которые передали метрические книги армяно-григорианской церкви Владикавказа за период с 1860 по 1907 год. Купец Егор Иванович Шошиев, согласно армянским документам именующийся Геворк Ованесович Шошиянц, родился в 1845 году в городе Душети, расположенном в сорока верстах от Тифлиса. Стоит заметить, что в то время армяне преобладали во многих городах Грузии, например, по данным официальной переписи 1864 года[3] в Тбилиси числилось почти 50% армян, 25% русских и только 20% грузин. Армяне занимали доминирующее положение[4] не только в численном, но и в социальном отношении. В Тифлисе они образовали особое городское сословие почетных горожан под названием мокалаков, ведя свое начало от тех промышленных и торговых армян, которых царь Вахтанг-Горгаслан и царица Тамара вызвали во вновь устраиваемую столицу, предоставив им многочисленные привилегии.

Фото: Душети, крепость Шатили.
Aрмянская диаспора в Грузии проживала не только в столице, но и во многих других городах, например Ахалцихе, Гори, Ананури, Душети, Телави, Кутаиси и Сухуми. Душети был одним из центров расселения армянских переселенцев в Грузии - в городе даже существовали несколько армянских церквей и армянская школа. В этом небольшом городке грузинской провинции Картли и жил отец Егора и Александра, Ованес Нония Шошиев, со своими братьями Мамаджаном и Арутюном. В камеральных описаниях[5] Тбилисского Архива по городу Душети от 1860 года нашлась следующая информация об семье Шошиевых:

№ 143 Нония Шошиев сын Шошиев, армяно-григориенского вероисповедания, 59 лет,  в семье женских душ 3, вся семья маркитанты
Сыновья его:
Саркис, 28 лет, Сын Саркиса, Василий, 8 лет
Александр, 24 года (Александр перечислен во Владикавказ в 1872 г.)
Хечо, 21 год
Роман, 19 лет
Егор, 15 лет

Как мы видим, уже на тот момент семья была купеческой, и вскоре все сыновья Ованеса переехали в активно развивающийся центр региональной торговли, Владикавказ. Шошиевы были не первыми армянскими переселенцами в этот город. Первые армяне – купцы и мастеровые пришли сюда сразу, как только на Тереке возникла крепость, и уже к 1851 году во Владикавказе постоянно жили около 100 армянских семей. Армянская община стала одной из самых многочисленных общин[6] Владикавказа, благодаря покровительству Российский Империи, заинтересованой в расширении связей с армянами, грузинами и греками. Первым из семьи во Владикавказ переехал Александр в 1872 году, открыв в городе несколько магазинов, за ним последовал и Егор, занявшись торговлей, строительством и кожевенной мануфактурой.


Фото: Армянская Апостольская церковь, Владикавказ
Уже в 1864 году, на месте старой деревянной церкви, началось возведение нового армянского собора святого Григория Просве­тителя (Сурб Григор Лусаворич), который уже был построен к приезду братьев и в котором крестили детей братьев Егора и Александра Шошиевых. В этой же церкви отпевали и самих братьев Шошиевых. Благодаря Государственному Архиву Армении, в который передали многие армянские церковные книги из Владикавказа, большинство метрических записей сохранилось, позволив нам получить много дополнительной информации о семье.


Мария Шошиева с дочерьми Ниной и Лизой, 1903 г.
Что еще мы можем узнать о жизни Шошиевых спустя почти 110 лет после смерти Егора в ноябре 1897 года? Остается просмотреть  несколько чудом сохранившихся фотографий из нашего семейного архива. История с фотографиями была действительно необычной. Когда в конце 1960х годов мои дедушка с бабушкой наконец навестили Владикавказ, в одной из квартир бывшего дома Шошиевых на ул. Революции, д. 38 они встретили бывшую дедушкину няню, Белоглазову Валентину Герасимовну, которая вместе со своим мужем, бывшим денщиком Александра Севериновича, всячески опекала детей Клосовских после смерти отца. Благодаря советам денщика Иосифа все мальчики также выбрали военную карьеру, но это уже другая история… Через все эти годы, няня сохранила пакет с фотографиями семьи, которые и стали основой нашего семейного архива. От самих Шошиевых нам остались только 4 фотографии, включая фото самого Егора, его жены с дочерьми Лизой и Ниной, а также двоих сыновей Егора.


Эта единственная сохранившаяся у нас фотография женской половины рода Шошиевых сделана около 1903 года в ателье Конторского, одном из многочисленных фотоателье Владикавказа тех лет. Фотография позволяет увидеть, как выглядели жена и дочери Егора Шошиева, удивляющие краеведов необычной для Владикавказа дороговизной наряда, количеством золотых украшений и аксессуаров. В центре фотографии находится Мария Шошиева, молодая черкешенка из семейной легенды. Из архивных документов Армении проясняется имя Марии, записанное как  Мариам Бахчиева, или Багчикян, на армянский манер. Мария с дочерью Лизой одеты в традиционное облачение карталинских дворянок, распространеннoe в горно-равнинной Грузии, в частности, в Тифлисе[7], откуда пришла семья Егора.
Фото: Карталинские головные уборы
Платье «Каба» имело приталенную юбку, облегающий лиф и широкие разрезные рукава. Своеобразным был и головной убор карталинки, состоявший из вышитой повязки «тавсакрави», которая крепилась к обшитому тканью картонному ободку «чихта», тонкого валика из ваты «копи», также обшитого тканью, и легкой треугольной косынки «лечаки». Традиционно лицо обрамляли височные локоны «кавеби», остальные волосы заплетали в две косы.

Интересно отметить, что вторая дочь Марии, Анна Шошиева, одета в элегантное европейское платье, явно противопоставляя себя родственницам. Судя по году съемки, это противопоставление только набирало обороты, вскоре она откажется от своей религии и перейдет в лоно православной церкви, выйдя замуж за Александра Клосовского и получив новое имя Нина. Мать ей так никогда и не простит этого отречения. Эту историю продолжает другая сохранившаяся архивная фотография, на этот раз из фотоателье Комарницкого. Согласно сайту oldvladikavkaz.livejournal.com, оказавшимся неоценимым источником информации о городе Владикавказе того времени, "Фотография А.Комарницкого" размещалась на первом этаже здания гостиницы "Империал”,  одного из красивейших зданий в самом центре Владикавказа. Это здание, выстроенное известным горожанином, гласным городской думы Панайотом Евстафьевичем Марандовым, находилось напротив домов Шошиева на Александровском проспекте, так что Нине оставалось только перейти дорогу от отцовского дома, чтобы сфотографироваться со своим молодым мужем.

Фото: Няня Марии Шошиевой.
К сожалению, к этому времени Егор Иванович Шошиев уже умер, оставив все свое состояние жене. Мария продолжила управление делом Шошиевых, включая дома, магазины, земли и заводы. В этом деле она служила редким примером женщины во главе купеческой империи того времени, даже упомянутой в этом качестве исследователями[8] купечества царской России. В 1922 году нелегкую задачу управления купеческим домом любезно взяло на себя молодое коммунистическое государство, экспроприировав все имущество Шошиевых.

10 августа 1922 года[9],
Отдел коммунистического хозяйства объявляет торги по сдаче в аренду нижепоименованных муниципализированных домовладений: ...
18. уг.Грозненской и Лебедевск. пер №5/2…  б. Шошиевой

У семьи остались только несколько комнат в доме на улице Революции, в котором продолжали жить Мария и семьи ее детей, - моей прабабушки Нины и ее сестры Лизы Шошиевых, няня  детей нины с мужем Иосифом, а также постаревшая няня Марии, которую она привезла с собой из Тифлиса.

Мария умерла через 30 лет после смерти мужа, почти пережив и дочь Нину, ушедшую всего через несколько месяцев после похорон матери в конце 1927 года. Давно уже нет старого городского кладбища, на месте которого в середине прошлого века был разбит Комсомольский парк, нет и многих памятных знаков старого Владикавказа, но дома Егора Шошиева так и стоят, как осталась и память о купцах Шошиевых в многочисленных исторических источниках города Владикавказа, а также в памяти их потомков…


Схема: Семья Егора Шошиева

____________________________


[1] Владикавказская городская дума :1875-1917 гг.
http://www.dissercat.com/content/vladikavkazskaya-gorodskaya-duma-1875-1917-gg
[2] Владикавказская Городская дума: избирательные практики и социальный состав
http://cyberleninka.ru/article/n/vladikavkazskaya-gorodskaya-duma-izbiratelnye-praktiki-i-sotsialnyy-sostav-vtoraya-polovina-xix-nachalo-xx-v
[3] Ш.Чхетия. «Тбилиси в XIX столетии», изд. АНГр.ССР, 1942, с.161,165
[4] Армяне Tбилиси http://tbilisi-armenia.livejournal.com/2248.html
[5] Центральный исторический архив Грузии Ф.254, опись 2 , дело221, лист 31 оборот
[6] Владикавказские армяне http://oldvladikavkaz.livejournal.com/101619.html
[7] Тильке М. Костюмы народов Кавказа / cост. Т. Геладзе, Б. Нейфе-Смит, Э. Надирадзе;
[8] Купечество Терской области во второй половине XIX - начале XX вв.
http://www.referun.com/n/kupechestvo-terskoy-oblasti-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vv
[9] ГАРФ ф.1235-100-154 О национализации частных домов. г. Владикавказ.

No comments:

Post a Comment