Wednesday, May 11, 2016

Поморы

Русский Север - 1  


Семейную легенду о Холмогорах я услышал от своей бабушки, которая, в свою очередь, услышала ее от матери. С сожалению, ее мама, а моя прабабушка, Наталья Михайловна, умерла очень рано, в 1920 году, и в памяти детей не осталось даже девичьей фамилии Натальи. Остались только разрозненные сведения о том, что семья пришла в Петербург из Холмогор и была связана с Михаилом Ломоносовым. На этом можно было бы ставить точку, пока поиск информации о петербуржских родственниках неожиданно не привел к открытию истории ее семьи, рода поморов Дудиных, пришедших из Холмогор, и действительно связанных с Ломоносовым, о чем повествуют многочисленные научные труды его биографов.   

Карта Поморья и Земли Двинской
История поморского рода Дудиных берет свое начало от новгородских переселенцев[1], первых русских людей, появившихся на берегах Белого моря примерно в XI веке и сформировавших культурную атмосферу Русского Севера, не знавшего «крепостного ошейника». Первое упоминание рода приходится на “Житие Савватия” 15 века,  описывающее жизнь  старца Савватия, основавшего Соловецкий монастырь. На пути из Валаамского монастыря к Соловецким островам, Савватий проводит несколько лет на берегу, о чем сохранилось давнее поморское сказание[2]. В этом сказании Савватий работает на некоего Дудина:


«Село Сорока, расположенное при слиянии двух рек — Выга и Сороки, насчитывает уже около 500 лет жизни. Предание говорит, что первым основателем этого села были из Великого княжества Новгородского, а именно три их рода: Дудинский, Мартыновский и Кисилевский. В Сороке, по преданию, жил преподобный Савватий, впоследствии — Соловецкий чудотворец. Предание говорит, что прп. Савватий жил в работниках у Дудина. Дом Дудиных стоял на берегу реки Выга, около водопада, прозванного „Дудиным порогом“. Дудин нрава был строгого и сварливого. Тем не менее он был искусный ловец рыбы, в особенности семги. Однажды Дудин с прп. Савватием был на „поездовке“ — ловле семги посредством особого рода сети, закинутой между двумя карбасами. Дудин все время находился на корме лодки, а прп. Савватий работал на веслах и направлял лодку по откровению Божию туда, где находилось скопище семги. Сварливый Дудин бил Савватия шестом по голове и всему телу и ругал его за то, что он правит лодку не туда, куда бы следовало, по его мнению. Прп. Савватий при всей его кроткости и покорности был выведен из терпения и сказал, обращаясь к Дудину: „Сколько на Дуде не ладь — все одно Дуда сопет“. За это меткое слово преподобного Дудинский род и был прозван „сопетниками“ (этого прозвища они очень не любят и теперь сердятся, если кто их называет так). 
Соловецкий монастырь
В навигацию 1429 года Дудин отпускает Савватия в путь с другим своим работником Германом, которые достигают острова. Постепенно, на острове поселились другие отшельники и возник монастырь, получивший название Соловецкого[3]. Этот монастырь будет связан и с другими потомками “сварливого Дудина”, некоторые из которых сохранили характер своего предка.

Фото: Запись на острове Аникеев, 1650 г.
Следующее упоминание о семье Дудиных относится к середине 17 века. Вырезанная на русском языке надпись, относящаяся к 1650 году по новому исчислению, потеснила иностранные записи на камне маленького удаленного островка Аникеев, который, по преданию, был местом стоянки скандинавского пирата Аники, а позднее служил местом остановки и отдыха беломорских мореходов. Именно там, на уникальной сланцевой плите, было написано[4] «лета 7158 горевал Гришка Дудин», символизируя выход России к морю, за 27 лет до рождения Петра I, обеспечившего России выход к другим морям, Азовскому и Балтийскому. 


На месте этой записи, мурманской экспедицией недавно был установлен Российский флаг, напоминающий о роли нашей страны в освоении Белого моря. Кроме надписи на камне, Гришка Дудин упоминается[6] в книге таможенных сборов Архангельска, приходных книгах[7] Куропольского посада, а также в книге «Поморская торговля с Северной Норвегией до 1800 года»[8]. Для нашей семьи помор Гришка Дудин стал не только первым известным человеком на Русском Севере, но и первым документально подтвержденным представителем нашей ветви рода Дудиных. К моменту оставления этой записи, Холмогоры были главным русским торговым портом, также став крупным административным, культурным, и религиозным центром, через который Россия осуществляла свои внешнеторговые контакты. Удобный водный путь по Северной Двине, выводившей к Белому морю, давал возможность Московскому государству установить политические и экономические связи с Западной Европой. После установления торговых отношений с Англией и Голландией в XVI веке, в Холмогоры ежегодно приходили многочисленные иностранные корабли с разнообразным товаром. Архангельск, основанный под именем Новохолмогоры, перехватит пальму первенства только в XVIII веке. 
 
Поморский коч
Поморы, плававшие по рекам и морям Беломорья, были шкиперами, корщиками, направлявшими свои корабли навстречу бегущей от самого полюса ледяной океанской волне. Нигде в мире не было чего-либо подобного русскому полярному мореходству[9]. Даже легендарные норманнские викинги плавали по северным морям только в летнее время, как говорили про них поморы: «Борзы на живой воде, ледовита же пути не любят». Благодаря сохранившимся летописям и переписным книгам, нам известно три сына шкипера Григория Митрофанова сына Дудина.

Первый сын, Богдашка Дудин, пошел по торговой стезе, имея лавки и в строящемся Архангельске, и в центре региона Холмогорах. 
Архангельский “ город” и посад по писцовой книге Мирона Андреевича Вельяминова и подьячих Вожена Степанова и Онтона Подольского. 1622 - 1624 гг.
  • лавка колмогорца Богдашка Григорьева сына Дудина, середняя, оброку дватцать алтын;
Холмогорский “город” и посад по писцовой книге Мирона Андреевича Вельяминова и подьячих Вожена Степанова и Онтона Подольского 1622 - 1624 гг.
  • лавка — колмогорца Богдашка Григорьева сына Дудина, на Спасской ж земле, лутшая, оброку пять алтын;
  • двор — Богдашко Григорьев сын Митрофанов Дудин, середней;
Вторым сыном Гришки был Володимерко Дудин, живший в одном дворе с детьми третьего сына, Офанасия Дудина, которого, к 1646 году, уже не было в живых. Линия Володимерко Дудина интересна не только потому, что о них осталось больше всего записей, но и потому, что Володимер, его сын Павел и внук Матвей, являются прямыми предками нашей охтинской ветви Дудиных.

По всей вероятности Володимер Дудин был холмогорским священником, передавшим приход своему сыну Павлу, по установившейся практике наследования того времени. 

Холмогорские посады по переписной книге  Ивана Ивановича Философова  и Подьячева Козьмы Патрекеева. 1646-1649 гг.
  • двор — Володимерко Григорьев сын Дудин, у него дети — Ивашко восьми лет да Оврамко трех лет, у него племянники Никитка да Ивашко Офонасьевы
Холмогорские посады по переписной книге стольника Афанасия Денисовича Фонвизина да подьячего Федора Замятнина. 1676—1678 гг. 
  • двор — Володька Григорьев сын Дудин, у нево четыре сына — Ивашко, Аврамко, Пашко, Архипко, у Ивашка два сына — Гришка, Елекса десяти лет, у Аврамка сын   Васька осьми лет, у Архипка сын Сенька шти лет, у него же внук Ивашко Алексеев;

Фото: Холмогорская Летопись 
Благодаря дошедшего до наших времен Двинскому Летописцу[10], семейство Володимера Дудина было очень известно в Холмогорах. В 1668 году холмогорской стрелец Иван Дудин поставлял стройматериалы для постройки города Архангельска, в 1710 году был выбран бургомистром в ратушу Архангельска. В 1713 году его сменил на этом посту сын Архипа, Семен Дудин, а затем, с 1717 года к нему присоединился второй сын Федор Архипов Дудин. К 1723 году бургомистр Семен Дудин был также выбран в магистрат, исполняя обязанности президента магистрата в 1726 - 1727 годах. Другой сын Володимера, Авраам Дудин, продолжал семейную традицию мореплавания и кораблестроения. Из сохранившегося документа[11] известно, что в 1696 г. Холмогорский архиерейский дом купил «матку в Мурманский ход на новую лодью. Куплено у холмогорца Аврама Дудина. Матка на дугах, в дубовом станку, добрая, дано 20 алтын». Наш предок, Павел Дудин, тоже не чурался корабельного дела, как видно из архивных данных[12]: 
"В апреле 1695 г. Холмогорец Елизарко Вайгачев делал к двум дощаником два сопца* да дерево. И те оба дощаника он скобил и на одном дощанике из тех покрасовал палубы. В том же году он делал к павоску кирпичной воски сопец да дерево. К сделанному им сопцу купили у Павла Дудина четыре тяги деревянные, затем он еще дочинивал на домовом дощанике... 
* Дощаник был самым распространенным грузовым судном Поморья, а сопцом назывался его руль, кормовое весло-правило".
Главной страстью холмогорского священника Павла Дудина была его коллекция книг, равной которой не было почти на всем Беломорском Севере,  где существовало огромное уважение к книгам. Их здесь берегли как величайшую святыню, часто перечитывали и твердо верили написанному. Поморы покупали книги друг у друга, на базарах и в старообрядческих скитах. Библиотека Павла на Курострове, в Холмогорах, собрала в себя не только церковные, но и общеобразовательные книги, что было крайней редкостью в тех краях. Этой коллекции отдавал должное даже сам холмогорский архиепископ Афанасий (1640-1702), основавший архиерейскую библиотеку[13] и, несомненно, принадлежащий к числу образованнейших людей своего времени. Архиепископ Афанасий был одним из ближайших соратников Петра Великого, который неоднократно навещал его церковь во время своих северных визитов. 
Епископ Афанасий и Холмогорский Преображенский Собор.
Холмогорская епархия, учрежденная постановлением[14] Собора 1682 года включила в себя всю северо-восточную часть территории Новгородской митрополии, в том числе города Холмогоры и Архангельск, а таже Соловецкий монастырь с вотчинами. Образование отдельной епархии на Севере России было обусловлено необходимостью усиления борьбы с расколом, поскольку Поморские земли являлись одним из основных районов его распространения. Оплотом старообрядчества в Поморье были Выгорецкие скиты на реке Выге, знакомой нам по истории Дудина и преподобного Савватия. Значительное внимание Афанасий уделял этой борьбе со старообрядчеством, используя в ней различные методы — как просветительские, так и репрессивные. Многие старообрядцы заключались в тюрьму при архиерейском доме в Холмогорах, где их силой заставляли отречься от своих взглядов.

Поучения Аввы Дорофея
По указу Афанасия, дониконовские книги не только изымались из приходских церквей, но и приобретались в библиотеку архиерейского дома. Архиерейское книгохранилище   находилось в колокольне  Преображенского собора, и на некоторых книгах сохранились записи об их происхождении. Одна из этих пометок, сделанная рукой самого Афанасия, дает нам больше информации о священнике Павле Дудине, далеком предке моей прабабушки Натальи Михайловны. На этом киевском издании “Поучения аввы Дорофея” от 1628 года имеется следующая запись:  
"1695 лета июлия в 14 день Преосвященный Афанасий молитвою Божиею архиепископ Холмогорский и Важеский сию книгу глаголемую аввы Дорофея принес в дар господу Богу, в новосозданную крестовую церковь святого апостола Иякова богобрата перваго иерарха Иерусалимского, в день освящени ея: юже он преосвященный архиепископ при доме своем архирейском создал, и всяким благокрасотствы украсил. А взята сия книга, у бываго Николаевския церкви иерея Паула Дудина, [иже на нижном посаде в Лохте]. Посмерть ево в нынешнем же богом году, у сына ево Христофора. А цены за сию книгу дано ему Христофору из домовой Преосвященнаго архиепископа казны рубль денег".  
Жил иерей Павел Владимировича Дудин в деревне Денисовка[15] Куростровской волости, Холмогорского уезда, через пролив от центра Холмогорских посадов. Его сын Христофор Дудин, упомянутый архиепископом Афанасием, перешел из духовенства в крестьянское сословие, оставшись жить в отцовском доме и унаследовав его уникальную библиотеку. Остальные сыновья священника Павла Дудина покинули отчий дом и разбрелись по свету, оставив свои следы в корабельном деле Архангельска, а также Шуйского городка и Охты, основных судостроительных центров России. Причина отъезда других братьев, включая в себя и моего предка Матвея Дудина, была очевидна. С открытием Адмиралтейства и военных верфей в Архангельске, переносом туда административного управления Поморьем, а также основанием Петербурга, город начал приходить в упадок. Холмогоры бы и вовсе исчезли из памяти потомков, если бы не тысячи книг о жизни и происхождении Ломоносова. Благодаря этим книгам, в истории осталась и семья Христофора Павловича Дудина.


Михайло Ломоносов, научившись читать и писать по старообрядческим церковным рукописям, начал задумываться, почему их содержание никак не связывалось с тем, что довелось ему видеть в плаваниях. В этих книгах было много суеверий и мало настоящих знаний, поэтому юный Ломоносов начал искать книги, которые непосредственно касались жизни и объясняли непонятное. И эти книги, в частности "Арифметика" Л. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого, Михайло нашёл в библиотеке Дудиных[16]. Не мало воды утекло, прежде чем братья Дудины отдали эти книги Ломоносову, уже после смерти Христофора, о чем Михаил рассказывает в воспоминаниях:  

«Как свеча я теплился перед старым идолом Дудиным, помер, а не дал. В воду я совался ради этих книг пред наследниками Дудиными и, наконец, получил в вечное владение. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого, печати 1645 года, то были врата учености моей…»
 
Фото: « Арифметика »  Магницкого
Завладев книгами, Ломоносов не просто их читал, но выучил наизусть. Обе книги были по тем временам очень хороши, особенно "Арифметика" Леонтия Магницкого, , которая представляла собой настоящую математическую энциклопедию, с дополнительными разделами по геометрии, физике, географии, астрономии и прочим естественным наукам. Они дали ему то, чего до сих пор не дала ни одна церковная книга, - достоверное постижение сути вещей и явлений. Великий ученый на всю жизнь сохранил  память о первых книгах, открывших ему дорогу в большую науку.


Настало время и детям Христофора покинуть Холмогоры. Один из них, Осип Дудин, отправился в Петербург, по следам своего дяди Матвея и друга семьи Ломоносова. Имя Осипа Христофоровича Дудина осталось в памяти потомков неразрывно связанным с уникальным искусством холмогорской резьбы по кости. Уже к началу XVIII века холмогорские мастера не знали себе равных, а Осип Дудин был одним из лучших резчиков Севера. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости — браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом как на Севере, так и по всей России. Первые документальные следы Осипа в Петербурге находятся в протоколах Академии наук[17] от 8 октября 1757 года: 
«Куростровской волости крестьянин Осип Христофоров, сын Дудин, объявил в канцелярию кость кривую, названную им мамонтовою, в которой весу двадцать три фунта с небольшим, и оную он купил в Мезени в 1756 году в генваре месяце, привезенную из Пустозерска Самоятцами». 
Кость было решено «для великой курьезности кривизны» купить в кунсткамеру, и Дудину было выдано за каждый фунт по рублю. Как видно, Ломоносов не забыл Дудиных, открывших для него “врата учености” в Холмогорах, приютив их в своем доме на Мойке и посоветовав выгодную сделку с Академией Наук. Другой помощью со стороны Ломоносова, было его личное участие в устройстве сына Осипа, Петра Дудина в гимназию. Чтобы гимназия приняла “свободного поморского крестьянина”, Михаилу Васильевичу пришлось изменить весь регламент московских гимназий[18], включив туда непомещичьих крестьян.  

Петр начал свое обучение в гимназии, а Осип продолжил занятия резьбой по кости, вступив в цех в качестве мастера костяных дел. В Санкт-Петербургских ведомостях за 1761 - 1769 гг. в разделе объявлений нередко печаталось объявление[19]: 
«Костяных дел мастер Осип Дудин делает костяные резные вещи, а именно: шахматы, марки, табакерки, к ножам черенья, шкатулы, баулы, кабинеты из разных дерев, трости, смычки к скрыпкам, и проч... и желающие оныя вещи готовыя покупать или вновь заказывать сыскать его могут на Адмиралтейской стороне у Кроватного ряду в доме санктпетербургского купца Козьмы Томашевского». 
Фото: Кубок Осипа Дудина, 1760
Фото: Кружка работы Дудина
Как видно из объявления, жила семья в доме Козьмы Томашевского по адресу дом №44 по Большой Морской улице[20], куда к ним захаживали Охтенские родственники. Именно в эти годы Дудин завоевывает своим искусством ведущее место среди петербургских мастеров, работая в самой сложной технике, сквозной резьбе по кости, которая требовала особого мастерства исполнения. Благодаря этому, Осип Христофорович становится личным поставщиком императрицы Екатерины II, большой поклоннице этого старинного искусства. Сохранившиеся документы свидетельствуют[21] о выплате ему Екатериной II больших сумм за разнообразные произведения, превосходившие оплату лучшим придворным ювелирам. В Государственном Эрмитаже до сих хранится костяная кружка с профильными медальонами Петра Первого и его преемников, выполненная Осипом Дудиным, а также шахматы, выточенные для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.

Фото: Кружка Дудина 1774
Последние годы Осип Дудин провел в Соловецком монастыре, вернувшись в родные края. В монастыре он и умер в 1785 году, оставив после себя еще одну кружку, выполненную из слоновой кости «будущим родам на посмотренье» и выставленную в ризнице Соловецкого монастыря. Умело сочетая тонкую фактуру кости с формой металлической кружки, Осип украсил ее шестью круглыми медальонами с портретами правителей всея Руси от Петра Первого до Екатерины Второй, выполненных на фоне сквозной резьбы и причудливых завитков с мелкими цветочками. В 1920 эта кружка, в числе других бесценных музейных экспонатов, хранящихся в монастыре,  была реквизирована отрядом большевиков, следов большинства изъятых ими вещей найти не удалось[22]. 

Сын Осипа, Петр Дудин, вышел в купечество и в 1764 году уехал в Москву, где уже жил его дядя, купец Никифор Христофорович Дудин с сыновьями. В Петербурге осталась только наша ветвь охтинских Дудиных, перебравшихся туда в 1721 году и заслуживающих отдельного рассказа. 

____________________________

[1] http://www.belmortour.ru/index.php/main/istoriya/34-mikhail-isaakovich-tsiporukha
[2] Досоловецкая жизнь преподобного Савватия: три предания о чудотворце
http://www.solovki.info/?action=archive&id=491
[3] Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь http://days.pravoslavie.ru/Hram/927.htm
[4] На скалистом сем острову... http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1625/
[5] Флаги России в исторических местах Земли Кольской http://goo.gl/asfo4g
[6] О людях, “хожалыхпо Студеному морю http://2001.vernadsky.info/h1/w01127.htm
[7] Акты Холмогорской и Устюжской епархий, Volume 12, стр.20
https://play.google.com/store/books/details?id=XlJKAAAAYAAJ
[8] Саломон Крафт «Поморская торговля с Северной Норвегией до 1800 года», 1968 г.
[9] Галанин А.В. Чудь заволочская http://ukhtoma.ru/chud6.html
[10] Холмогорская летопись. Двинской летописец // ПСРЛ. Л., 1977. Т. 33. С. 10—147.
[11] Моря российской Арктики Михаил Исаакович Ципоруха
http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks183214
[12] Архив СПб. ФИРИ РАН, ком . 11, кн. 107, л.12
[13] Библиотека Афанасия Холмогорского http://virtmuseum.aonb.ru/z3.html
[14] Архангельско-Холмогорская епархия http://www.patriarchia.ru/db/text/81087.html
[15] Собрание редких книг Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова http://tikunova-i.narod.ru/ni/sobr_red_kn.htm
[16] Первые книги Ломоносова http://museum.lomic.ru/trip.html
[17] Александр Морозов. ЛОМОНОСОВ
[18] О воспитании и образовании, Ломоносов М. В. с.144
[19] Газета XVIII века «Санктпетербургские Ведомости»
Указатели к содержанию (1761-1775 гг.) http://ved.infotec.ru/?r=101&f=2&w=&id=26592&p=1
[20] Дом министра государственных имуществ walkspb.ru/ulpl/bol_morskaya44.html
[21] Косторезные работы Осипа Дудина http://goodcoins.narod.ru/antic/stoun/dudin.htm
[22] Соловецкий монастырь и судьба его наследия. Татьяна Мельник

No comments:

Post a Comment