Thursday, November 19, 2015

Старый Владикавказ

Старый Владикавказ - 1

В статье использованы некоторые фотографии и исследования
с сайта oldvladikavkaz.livejournal.com, по крупицам воссоздающего
историю этого чудесного города, усилиями создателя блога, 
Михаила Ткаченко, а также его подписчиков.

Несколько поколений моей семьи оказались неразрывно связано с Владикавказом, оставшив свои следы в его газетах, книгах и красивых, с каждым годом ветшающих, улицах. Историю Владикавказа можно начать с вхождения Грузии в состав Российской империи в 1783 году. Именно с этого момента перед Российской Империей остро встает вопрос о создании безопасного сообщения с новой губернией. Для этого было решено проложить дорогу от Моздока до Дарьяльского ущелья, наиболее удобного прохода в Закавказье, назвав ее Военно-Грузинской дорогой. Слово “военный”, добавленное к этому географическому названию будет характеризовать российский Кавказ все ближайшие века. Для охраны дороги было заложено несколько укреплений, включая ключевое Владикавказское, происходившее от выражения “Владеть Кавказом”.

Крепость Владикавказ. Картина художника А. Дьяконова.
Основанный как крепость, Владикавказ неоднократно перестраивался и укреплялся, привлекая жителей горских народов возможностью сбыта результатов своего труда и приобретения необходимых товаров. По свидетельствам генерал-лейтенанта И. Бларамберга, в 1811 году единственными жителями крепости были воен­ные, а также несколько мелких торговцев и маркитантов. Постепенно все больше горцев начали селиться вблизи крепости, и уже в скором времени Владикавказ становится не только опорным пунктом, но и заметным экономическим и культурным центром на Кавказе. Бурно развивается промышленность[2]: открывается завод Иносаридзе, столярная фабрика Крейга и Маевского, кирпичный завод Штейнгеля и многие другие производства и товарищества. И, конечно, в городе появляется купеческое сословие, ядром которого становятся армянские переселенцы.

Армянская община стала одной из первых и самых многочисленных общин[3] Владикавказа, в основном благодаря покровительству Российский Империи, заинтересованой в расширении связей с армянами, грузинами и греками. Еще в 1779 году Екатерина II подписала грамоту, позволяющую армянам-переселенцам пользоваться не только всеми правами и преимуществами российских подданных, но и перевозить все свое имущество, строить фабрики и заводы, а также освобождаться от рекрутской повинности и податей на десять лет. Немудрено, что история армянской общины Владикавказа насчитывает столько же десятилетий, сколько и сам город[4]. Первые армяне, – купцы и мастеровые, пришли сюда сразу, как только на Тереке возникла крепость, и уже к 1851 году во Владикавказе постоянно жили около 100 армянских семей, для которых была построена и освящена цер­ковь святого Григория Просве­тителя (Сурб Григор Лусаворич).

Фото: Армянская Апостольская церковь, Владикавказ
Одной из самых известных и влиятельных семей города стали купцы Шошиевы, прибывшие из Тифлиса по той самой Военно-Грузинской дороге. Братья Александр и Егор оставили значительный след как в истории, так и во внешнем облике города. Владикавказ, новая родина Шошиевых, активно застраивался, и дома Егора встали в ряд других особняков центральной улицы города, Нестеровского бульвара. Кто только ни ходил по этой улице, Пушкин и Булгаков, Лермонтов и Горький, герои Кавказской войны и великие князья, Государи Императоры и первые секретари, всемирно известные художники и поэты, музыканты и космонавты... После визита императора Александра II бульвар был переименован в Александровский проспект, каковым и оставался до начала череды революционных переименований, закончившихся современным названием “Проспект Мира”. Дома Шошиевых шли по четной стороне проспекта, после особняка Оганова и перед домами купцов Асанова, Нагиева и Зейдлица. Постройка самого большого из этих домов, в котором торговал посудой купец Насон Меерович, обошелся Шошиевым в 20 000 рублей[5].
Фото: дома Шошиевых на Александровском проспекте и Марьинской улице
В этом же доме располагался популярный в городе обувной магазин Александра Шошиева, торговавший венской, варшавской и петербургской обувью. В памяти Владикавказа сохранилась история[6] злодейского нападения на этот магазин:

10 февраля 1900 года был задержан владикавказских мещанин Перт Березкин, долгое время находившийся на услужении ханши Ибрагимбековой. Вел он себя безукоризненно, и тем самым заслужил большое доверие ханши и ее сына Асадулла. Березкин и не преминул этим воспользоваться. За день до его ареста он стал заходить в магазины знакомых Ибрагимбековой и ее сына и просить отпустить разного рода товара на имя сына ханши. Ушлый мещанин набрал в магазине Шошиевой штиблет и галош на 9 рублей 20 копеек, из лавки Перльштейна - серебряные часы, будильник и золотые серьги на 28 рублей, из лавок Киракозова и Оганова он вынес таким же образом трико на 22 рубля. Березкин вынес даже железную кровать, 4 стула и 3 зеркала ...Это далеко не полный список вещей, которые ему удалось заполучить в тот день. Он думал было скрыться, но остался в городе и начал пьянствовать. Между тем хозяева отпущенного товара обратились по счетам за деньгами к г-же Ибрагимбековой, на что та ответила, что ее сын и она никого не посылали за товарами в магазины. Просители заявили об этом полиции, которой и удалось взять его с поличным. Нетрудно догадаться, что некоторые вещи уже были им заложены и пропиты...

В третьем доме на Базарной площади, стоимостью 9000 рублей [7], находился магазин фруктов Вениамина Хани. Дом Егора Шошиева был и на углу улиц Грозненской (ныне Куйбышева) и Мещанской (ныне Революции).
Фото: Дом Шошиевых на ул. Куйбышева.
На этом здании до сих пор сохранились буквы «Е. Ш. 1897г.», свидетельствующие о дате постройке дома, а возможно и о годе смерти Егора Шошиева. Самуил Хаймович из семьи Сахаровых арендовал магазин в этом доме для торговли часами и золотом. Это был основной дом проживания семьи Егора до экспроприации 1922 года. На ул. Марьинской, в третьем доме, принадлежавшим Шошиеву, торговали готовым платьем Рискин и Мальчик. Стоимость этого большого особняка с кружевными балконами составляла около 10 000 рублей [7].

Кроме купеческой деятельности, а также помимо кожевенной мануфактуры Егора Шошиева, оба брата были депутатами городской Думы и заседали в Городской Управе. Городское самоуправление того времени было сосредоточено в руках купцов и промышленников, активно продвигающих свои интересы, зачастую в ущерб другим сословиям. Размещались эти городские учреждения в бывшем дворце барона[8] Штейнгеля, которое он передал городу за 53 тысячи рублей, направленных на перечисление ежегодной стипендии во Владикавказский приют, попечителем которого также был Александр Шошиев. К большому сожалению, в годы гражданской войны дворец был взорван и сгорел, оставшись только на старинных архитектурных открытках. 

Такая же судьба постигла и многие другие архитектурные украшения Владикавказа, как например Римско-Католический костел, служащий немногочисленному католическому населению города. Семья одного из представителей этого населения, отца будущего зятя Егора Шошиева, штабс-капитана Северина Клосовского, проживала на Московской улице. К этому времени в городе сложилось компактное поселение поляков в районе от улицы Московской до улицы Госпитальной, а центр общины – «польский квартал»[9] располагался по улице Евдокимовской, на которой стоял костел. Впоследствии, на Московской улице находилась типография и редакция газеты "Терек”, которой заведовал небезызвестный Сергей Миронович Костриков. Немудрено, что уже к 1935 году Московская улица стала носить имя “мальчика из Уржума”, будучи переименована в Кировскую.

Фото: Бывшие казармы Тенгинского полка.
Семья Клосовских оказалась на другой стoроне Терека задолго до этого переименования, переехав в дом на Тифлисской улице к 1892 году. На этой улице находился комплекс казарм Тенгинского пехотного полка, в котором служил Северин. Вскоре после ухода Тенгинского полка в Алацых, освободившиеся здания занял 81-й Апшеронский полк его сына, Александра Клосовского. После революции в постепенно приходящихся в негодность казармах ютились греческие беженцы, а в настоящее время от некогда красивых зданий остались одни руины.

Неподалеку от нового дома Северина находилась церковь Петра и Павла, которая стала именоваться Апшеронской с приходом в город полка его сына Александра. Именно в этой церкви в 1880 году семья Клосовских крестили свою дочь Софию, а два года спустя и ее сестру Катерину. Особенно красиво церковь смотрелась с Трамвайного моста, пересекавшего Терек и соединявшего две части города между собой. К моменту переезда семьи Клосовских на Тифлисскую улицу с другой стороны Терека, 14-ти летний Александр уже учился в классической  Владикавказской гимназии, ежедневно пересекая этот мост по пути в центр.

Это лучшее в городе  учебное заведение располагалась на Крепостной улице, соединявшей Александровский проспект с сердцем города, Владикавказской крепостью, которая уже давно потеряла свое фортификационное значение. Сестра Александра, София Клосовская, к этому времени поступила в женскую Ольгинскую гимназию, самое престижное женское учебное заведение Терской области, основанное благодаря великой княгине Ольге Федоровне.  


В завершение темы старого Владикавказа, интересно упомянуть и здание Коммерческого клуба, в правлении которого заседал Егор Шошиев в 1890х годах. Двадцать лет спустя, в этом здании работал Михаил Афанасьевич Булгаков, терпеливо ожидающего визита своего Воланда в подотделе искусств отдела Народного образования города Владикавказа. « В гулком здании ходят, выходят... В комнате на четвертом этаже, два шкафа с оторванными дверцами, колченогие столы. Три барышни с фиолетовыми губами - то на машинках стучат, то курят», - так описывал свою работу Булгаков, занимавший должность заведующего литературной секцией.

На этой мистической ноте можно завершить экскурсию в Старый Город и перейти к самым известным в нем персонажам нашей семьи, братьям Шошиевым.

____________________________


[1] ЦГВИА, ф.52, оп.1/194, л.331, ч.4, л.21.
[2] http://www.vep.ru/bbl/history/cbr-161.html
[3] Владикавказские армяне http://oldvladikavkaz.livejournal.com/101619.html
[4] Армяне Владикавказа http://osradio.ru/v_mire/4732-armjane-vladikavkaza.html
[5] Список движимым имуществам по г.Владикавказу. 1905 год
[6] О Владикавказе и владикавказцах http://osradio.ru/istoija/26130-o-vladikavkaze-i-vladikavkazcakh.html
[7] Список недвижимым имуществам по городу Владикавказ
[8] Городские думы старого Владикавказа http://osradio.ru/istoija/31752-istoija.html
[9] Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. http://nocss.ru/projects/24/soderj.php

No comments:

Post a Comment